Развивайте свою способность любить
Прекрасны те души, которые универсальны, открыты и готовы ко всему.
М. МОНТЕНЬ
Однажды, ранним утром, Малькольм Маггеридж провожал мать Терезу на Калькуттский вокзал. Они шли по улицам, заполненным спящими бездомными Индии.
«Поезд тронулся, – рассказывал он, – и когда я покидал вокзал, мне показалось, что я как будто оставляю за собой всю красоту и всю радость вселенной. В матери Терезе отразилась частица вселенской Божественной любви».
Частица вселенской Божественной любви отразилась и в Маггеридже. Ибо те люди, которые воплощают живое пламя любви, по сути, являются «преобразователями»: они преобразуют все, с чем соприкасаются. Если взять Маггериджа, то этот английский журналист, непробиваемый агностик, полностью переменился в результате бесед с матерью Терезой, у которой он впервые брал интервью в 1960-х. «Для меня, – писал он, – мать Тереза представляет собой, в сущности, любовь в действии… В окружающей тьме, она – горящий и сияющий свет».[1]
Вы тоже можете стать проводником преобразующей любви, «преобразователем», и не важно, кто вы и каково ваше призвание. Вы можете тронуть другое сердце и еще многие сердца, ожидающие именно вас, – души, которые могут отозваться только на уникальное выражение вашего сердца.
Когда вы это осознаете, для вас не будет более важной задачи, чем развитие способности к любви. Один из учеников Гаутамы Будды однажды спросил у него: «Верно ли будет сказать, что часть нашего обучения направлена на развитие любви и сострадания?» Будда ответил: «Нет, так говорить было бы неверно. Правильно надо было бы сказать, что все наше обучение совершается для развития любви и сострадания».
Апостол Иоанн сказал, в сущности, то же самое в прекрасном толковании любви: «А заповедь Его та, чтобы мы… любили друг друга, как Он заповедал нам… Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Если Бог есть любовь, а мы были сотворены по образу и подобию Божию, как говорят нам и книга Бытия, и священные писания Востока, тогда и мы, по глубочайшей нашей сути, тоже являемся любовью. Бог создал мир, чтобы мы – и Он – могли испытать множество чудес той любви.
Поэтому многие, если не все, решающие моменты нашей жизни вращаются вокруг врожденной потребности дарить и принимать любовь. Когда мы сокрушаемся о том, что нас недостаточно ценят или уважают, или даже жалуемся на низкую самооценку, в действительности нам просто не хватает любви. Когда мы чувствуем, что вынуждены пуститься в извилистый, с множеством поворотов, путь по лабиринту жизни, каким бы мучительным он ни был, это происходит потому, что мы еще раз хотим испытать Божественную любовь, что сродни нашей душе.