Кама-река. Рассказы

О книге

Шестая книга серии «Кама-река» автора Геннадий Попонин. Рассказы, воспоминания о личных приключениях автора в экспедициях на севере.

Читать Кама-река. Рассказы онлайн беплатно

Шрифт
Интервал

© Геннадий Попонин, 2024

ISBN 978-5-0064-5029-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Сплав в Якутии

Зимой в 1985 году между сезонами жил я у друга Кольки Макарова в деревне. Он после сезона в геологии приехал сюда на шабашку, местная доярка Таня на обед приносила ему молоко, видимо, подкупила она его молочком парным, он и остался в деревне, женился на ней, с геологией завязал.

А я с нетерпением ждал весну, -свежий ветер, птицы перелётные летят и хочется с ними на Север, в тайгу, в тундру в горы. Ну вот пришла весна, разлилась река Тунгуска-приток Амура, кругом вода, местность здесь равнинная, совхозные поля разработаны на осушенных болотах.

Мне бы подняться на сопку и посмотреть сверху на землю как на карту, -внизу ручьи, речки бурные, а вокруг до горизонта, куда ни глянь, – горы до облаков и выше, в пасмурную погоду небо кажется низко, а когда ясно и редкие облака высоко, смотришь на эту красоту, кажется, что попал на другую планету.

Внизу слышатся голоса, женские, первое время я прислушивался и не мог понять, откуда люди, ведь никого нет кроме нас, отряда геологов, соседи километров за двадцать стоят, а до ближайшего посёлка может километров сто. Сказал геологу Сергею, что слышу голоса, а он говорит, что это ручей шумит, но я ещё спорил, доказывал, что люди разговаривают, потом привык, не стал обращать внимания.

На Камчатку я опоздал в тот год, так как Камчатка, Сахалин, Магадан, Чукотка – всё это были погранзоны, въезд по пропускам, пропуск делали десять дней через Москву.

Поехал в Хабаровск в аэропорт, посмотрел расписание, куда есть свободные билеты, – в Якутск было свободно, там я ещё не был, узнал в кассе, что пропуск не нужен, взял билет да и полетел в Якутск. Пришлось побегать по городу, так как, в основном, сезонных рабочих в экспедиции, старателей в артели уже набрали. Нашёл тематическую экспедицию объединения» Якутскгеология», устроился. Со мной вместе устроился ещё один рабочий-местный парень, звать Петя, двадцать лет, в армии не служил, хулиган, и в тайгу пошёл из за проблем с милицией. Геолога звали Толя, лет за сорок было ему, у него была напарница из Института Геологии Академии наук, геологиня Светлана, и того, – отряд был четыре человека.

Поехали на базу, получили продукты, палатки, лодки резиновые, спецодежду, – и в малый аэропорт. День прождали зря, погоды не было, по трассе вертолёты не летали. Толя поселил меня на турбазу, далеко за городом в сосновом лесу, ехать туда с пересадками через весь город, – неудобно. Я остался ночевать на вокзале, пассажиров было немного, места свободные, диваны мягкие. Познакомился с парнем, – старатель бульдозерист, ехал в артель на Алдан. Вечером ходили в кино в деревню. Деревни там на тракте расположены так: одна улица вдоль дороги несколько километров, не помню уж сколько километров эта улица была, – три или пять, магазин и клуб были посередине. А бывают деревни по десять километров, и всё одна улица вдоль дороги. Так прожил я два дня на вокзале, в субботу утром дали добро на вылет, стали грузиться в вертолёт. Я сразу переоделся в рабочую одежду, обул болотные сапоги, пока грузились, опять дали «отбой», -погоды нету по трассе, день прождали зря, пришлось разгружаться. Я почему-то не успел переодеться, склад закрыли, так и остался в рабочей одежде.

Геологи уехали домой, а мы с Васей пошли в ближайший магазин, он был рядом с аэропортом, удобно. Взяли по одной бутылке красного вина «Портвейн» 0.7, ушли куда-то на край оврага за высокий забор, чистая зелёная поляна, красивый вид. Солнце уже садилось, было тепло, но не жарко, невдалеке местные мужики отдыхали, так же, как мы, с красным вином.

Сапоги болотные я снял, чтоб ноги не потели, расположились на травке, вино попиваем, потихоньку разморило, мы и уснули. Проснулся я первый, хотел обуть сапоги, да идти на вокзал досыпать, а сапог-то и нет! Растормошил Васю-старателя, он смотрит на руку -время узнать – часов нет на руке! Погнал на меня:,,Ты часы снял!..»

– Ты что, Вася, думай давай, что говоришь, -я у тебя часы снял, а ты у меня сапоги украл? Я в носках остался! Ладно, пошли на вокзал.

Идем, ругаемся, перепираемся друг на друга-:,,Ты проспал!»,, Нет, ты проспал мои новые болотники!» Думал попрошу у работников аэропорта, дадут же какие -нибудь обутки. Время было раннее, вокзал ещё не работал, пассажиры спали на диванах.

Заглянул случайно за стойку, – там стояли тапочки, женские, натянул я их на ноги, размер, конечно, не мой, а что делать? Мне ещё в город ехать надо, -Толя попросил помочь крышу на гараже перекрыть.

Приезжаю к нему, показываю на тапочки, говорю:,,Сапоги украли, что делать? «Я думал, он дома у себя найдёт старые.,,Ну ладно, украли так украли, сегодня выходной в магазине, если завтра не улетим, купим, давай крышу крыть.

Однако, как назло, в понедельник с утра дают погоду, мы грузимся и первым рейсом улетаем в тайгу. Сижу в вертолёте, смотрю на тапочки, настроение- ноль, думаю, как же я в тапочках буду по тайге да по сопкам ходить.

Работы в этом районе было примерно на месяц, потом должны были вылететь в город, дальше по плану лететь на север в Усть Куйгу, там где мамонтовое кладбище. Но месяц мне надо как-то ходить на работу, сижу соображаю: рабочих нас двое, может один будет на кухне дежурить целый день, а второй на работу ходить, по очереди, в одних сапогах.