«А+А»

О книге

Трагедия с молодыми людьми из Алма-Аты в горах Якутии. Экспедицию горных туристов накрывает снежная лавина, где погибают двое – гид и девушка. Оставшийся в живых её жених мучается вопросом жить ли ему дальше или "присоединиться" к любимой. Рассказ написан очевидцем и участником спасательной операции.

Книга издана в 2024 году.

Читать «А+А» онлайн беплатно

Шрифт
Интервал

«А+А»

В основе рассказа реальные события 1989 года в горах восточной Якутии.

Вертолет резко пошел на снижение с разворотом, как будто делает противоракетный маневр, звук двигателя и лопастей сменили тональность. Монотонный гул перешел в высокий звук, почти в свист. Я невольно зажал руками уши, не переставая напряженно всматриваться в иллюминатор. Мы только что перелетели через высокий перевал в Момских горах, где прочесываем местность уже второй час.

Мы искали группу альпинистов, которые не выходили на связь уже несколько дней. Следы людей на лыжах, на ослепительно белых склонах и в отливающих синевой ущельях, не так то, просто найти. Но всё же, через некоторое время, наконец-то наткнулись на следы лыж. Следы лыж на снегу и утыканных по бокам следы лыжных палок тянулись вдоль горного ручья, иногда пересекая ее.

Вертолет покружил немного и полетели по следам, но позже выяснилось, что мы летим в обратном направлении. Следы вывели нас на место ночевки пропавшей группы. Пока вертолет кружил над местом стоянки группы, я попытался посчитать, по косвенным признакам, сколько их было на месте ночевки.

Что мы знаем об этой группе? – Что их восемь – шесть мужчин и две девушки. У них три палатки, еду с собой взяли на пятнадцать дней пути. Сегодня, у них семнадцатый день. Маршрут кольцевой, точка выхода с трассы «Колыма», с зимней станции дорожников Бурустах, в сторону горы Победа, наивысшей точки всего Северо-Востока Азии. Группа состояла из студентов и выпускников Алма-Атинского университета и двух опытных горных гидов.

При регистрации у нас, в Службе спасения, они указали, что все члены группы имеют опыт хождения на маршруты третьей и четвертой категории сложности. А гиды, оба, имеют опыт хождения на пятую категорию и за их плечами восхождения на пики – пяти и шести тысячники. Все экспедиции у них проходили в горах Казахстана и Киргизии.

Для меня эта эпопея спасательных работ началась три дня назад. Рано утром позвонили из администрации Оймяконского района и сообщили Спасательной Службе республики о невыходе в условленное место группы горных туристов из Казахстана. Служба Спасения республики в срочном порядке собрала всех своих спасателей. Надо было скомплектовать поисковую группу и отправить в поселок Усть-Нера, райцентр Оймяконского района. В ходе совещания выяснилось, что, из-за занятости общественных спасателей и отпусков штатных, полноценную группу собрать не удастся. Тогда решили собрать тех, кто может. За мной приехали в студенческое общежитие к пяти часам дня и вручили повестку – справку о том, что меня мобилизуют в поисковую операцию. Приказали: «в семь утра быть готовым и ждать автобус, который доставит группу в аэропорт».

Я, студент пятого курса кафедры географии, получил удостоверение и значок горного спасателя всего лишь три месяца назад. До этого прошел два сбора горных спасателей, прослушал несколько лекций по оказанию первой медицинской помощи в сложных условиях. Сдал все зачеты и прошел испытание. За моими плечами было несколько многодневных походов, в том числе и зимних на лыжах, а также участие во всесоюзных соревнованиях по туризму. В зачет для получения значка спасателя пошло также руководство студенческим туристическим клубом «Чолбон», Якутского Государственного университета.

На следующий день, 7 апреля 1989 года, мы рейсовым самолетом полетели в Усть-Неру. Наша команда состояла из десяти человек – начальника группы, медика и восьми спасателей.

Через день, рано утром, в аэропорту Усть-Неры мы погрузили весь наш небольшой «бутор» в вертолет Ми-8 и полетели в горы, в район хребта Черского. По нашим сведениям, они должны были возвращаться назад и приблизиться к точке старта. Во время полета начальник поисковой группы определил каждому свой сектор наблюдения и все прильнули к иллюминаторам. В предполагаемом районе поиска мы нашли следы группы. Следы то терялись, то резко и четко виднелись на склонах гор.

Через некоторое время следы группы вывели нас на ручей Тиряхтях. Отсюда до любого населенного пункта сотни километров высоких гор, речек с наледями (тарынами) и высокие перевалы.

Начальник группы карандашом тыкал в карту, постеленную на рюкзаках, а штурман вертолета по внутренней рации передавал данные командиру судна. Мы вели следы группы по речке, пока они не поднялись на наледь (тарын), и на резком повороте ручья мы потеряли их. Невозможно было с вертолета проследить следы лыж на чистом льду. После короткого совещания вертолет полетел вниз по течению, по самому вероятному направлению движения группы. Через несколько минут полета наледь на речке закончилась, и мы вновь увидели следы. Я заметил, что на снегу меньше стало следов лыжных палок. Доложил о своих подозрениях начальнику группы. Он распорядился развернуть назад вертолет. Ещё раз посмотрели внимательно. Мои подозрения подтвердились. До наледи, следов палок по обеим сторонам лыжной дорожки было больше, чем после. У нас возникло подозрение – распад группы на две части. А это самое страшное, что может произойти в таких случаях.

Конфликт, который вспыхивает на второй-третий день после потери маршрута и блуждания, в таких случаях почти всегда приводит к появлению альтернативных мнений, если руководитель группы не имеет достаточного авторитета, то распад группы неизбежен.