Эдип – еще один тип античного героя. Это – рокоборец, человек действия. Узнав ужасный оракул о своей судьбе, он пытается честно пред собою бороться с Роком и быть хозяином своей судьбы.
Юноша узнает, что ему предназначено Могучей Судьбой убить своего отца и возлечь с матерью. Эти «кровные» преступления в Древней Греции считались одними из самых тяжких, ведь родителей греки любили больше всех других родичей (потом шли братья и сестры и последние – дети потому, что их можно было еще завести, притом с удовольствием). Например, убийство, тем более случайное, негражданина своего полиса вообще не считалось преступлением, и потому на междугородних дорогах было так много разбойников и злодеев.
Непостижимая разумом Судьба и такой же всемогущий Рок играли огромную роль в жизни эллинов. Греки пытались заглянуть в свое будущее с помощью всевозможных оракулов: прорицалищ, храмов, различных провидцев и пророчиц – сивилл. Были оракулы знаков, знамений, примет, вызывания душ, снов и самый знаменитый дельфийский оракул – вдохновенного исступления.
Люди старались узнать свое будущее, чтобы попытаться избежать уготованных им бед и несчастий. При этом мудрые жили по принципу «делай как надо, а там будь, что будет», они понимали, что избежать предначертанного Мощной Судьбой невозможно, но в любых обстоятельствах надо оставаться Человеком. Рок не так, так по-другому, но все равно заставит человека совершить все, что ему предначертано. Иногда Судьба добивается своего очень изощренно – с помощью гамартии – роковой ошибки, которую неизбежно совершает человек, стремясь избежать предначертанного ему несчастья. При этом именно действия человека по недопущению несчастья, из-за гамартии как раз к нему и приводят.
Отец Эдипа Лай (Лаий), узнав предсказание, что его убьет сын, пытается сначала не допустить его появления на свет и перестает спать с женой. Когда же, ничего не знавшая Иокаста опоила его вином и возлегла с ним, Эдип пытается избавиться от младенца и сразу после рождения приказывает бросить его в горах, да еще и протыкает гвоздем ему лодыжки. Такое отношение к детям не считалось преступным, ибо детей не убивали, а предоставляли их собственной судьбе, значит, явного состава преступления не было.
Встретив через 20 лет на дороге кривоногого юношу, похожего на него, Лаий вспоминает оракул и, стремясь избежать предсказанной смерти, сильно бьет встречного путника палкой, чем возбуждает его справедливый гнев.
Сам Эдип, услышавший от сверстников, что он не родной сын коринфского царя, пытается узнать правду о своем рождении. Не удовлетворившись услышанным от Полиба и Перибеи (или Меропы), которых он считал своими родителями, Эдип отправляется в самый авторитетный оракул Греции – прославленный в веках дельфийский храм. Однако вместо ответа о том, кто его родители, Пифия вдохновенно вещает, что он убьет своего отца и сойдется с матерью. И тогда благоразумный юноша решает не возвращаться в Коринф, в котором он до сих пор жил, как сын Полиба и Перибеи. Покинув Дельфы, он встречает на дороге повозку, и в дорожной ссоре, убивает надменного старика, сильно ударившего его палкой. Эдип не обращает на это убийство особенного внимания потому, что убийство незнакомца в дорожной ссоре преступлением никто не считал.
Убив чудовищную Сфингу, пожиравшую фиванцев, Эдип становится знаменитым героем, и в качестве справедливой награды за подвиг получает трон в Фивах и ложе недавно овдовевшей царицы. Иокаста была из рода Спартов и потому выглядела очень молодо, кроме того, она родила сына, будучи совсем юной, почти девочкой. Поэтому Эдип, считавший своей матерью коринфскую царицу Перибею, без всяких задних мыслей женится на вдовствующей царице Фив Иокасте. В этом решении большую роль сыграло и то, что юный герой-рокоборец был властолюбцем и больше всего хотел стать царем. На властолюбии мифографы, как правило, не заостряют внимание, считая его обычным и естественным, если оно не было чрезмерным, как, например, в случае братьев Атрея и Фиеста. Это желание было самым заветным для абсолютного большинства юношей, вступающих во взрослую жизнь, ведь царствовать – дело самое лучшее; скопляются скоро в доме царевом значительные богатства, и сам он в большой чести у народа.
Мельницы богов мелют медленно, но не отвратимо. Царь богов Зевс дает время преступникам осознать свои преступления и исправиться, и, если этого не происходит – сурово карает. Через 20 лет, когда у Эдипа и Иокасты выросли две дочери – уже девушки и два сына – юноши, боги насылают на Фивы страшный мор. Начинают массово гибнуть люди и скот. Пифия вещает, что причина моровой язвы в семивратном городе – гнев богов за преступления пришельца, убившего прежнего царя Лаия, и мор не закончится пока нечестивый преступник не понесет суровое наказание в виде смерти или позорного изгнания из Фив.
Эдип опять деятельно способствует развитию предначертанных Мойрой событий – он добровольно и тщательно проводит расследование и узнает, что мерзкий преступник он сам. Иокаста оканчивает жизнь в петле, а Эдип ослепляет себя иголкой от ее заколки.