Три американки

Три американки
О книге

В книге собраны стихотворения трех знаменитых американских поэтесс XX века. Элегичность Сары Тисдейл, едкий юмор Дороти Паркер и беспощадную откровенность Сильвии Плат объединяет острое трагическое мироощущение. Стихотворения выходят в переводе члена союза «Мастера литературного перевода» Андрея Пустогарова, известного своими переводами американского классика XIX века Эмили Дикинсон.

Читать Три американки онлайн беплатно


Шрифт
Интервал

Составление, вступительная статья, перевод Андрея Пустогарова.

При оформлении обложки использована картина Эдварда Мунка «Три возраста женщины».


© Пустогаров А. А. 2022

* * *

Пленницы эмансипации

Что общее у трех американских поэтесс, чьи стихи вошли в эту книжку? Почему, вообще, пришла в голову идея свести их под одной обложкой?

От рождения Сары Тисдейл до смертей Сильвии Плат и Дороти Паркер – около восьмидесяти лет. Казалось бы, совсем разная жизнь была в начале 20 века, когда Тисдейл опубликовала свои первые стихи, и в его шестидесятых годах, когда Плат писала свои последние шедевры. Но, может, общее в том, что это все была так называемая эпоха перемен, в которую мудрый Конфуций жить не советовал?

Однако перемен и бурных событий хватало и прошлому, девятнадцатому веку. К примеру, в его начале в 1814 году английской эскадрой была сожжена американская столица Вашингтон, в середине века в США шли так называемые локальные гражданские войны, которые в результате вылились в Гражданскую войну между Севером и Югом.

Да и писали поэтессы больше о своем, женском, а не напрямую о социальных катаклизмах.

Вот это-то свое женское их и объединяет. Оно вовсе не то, что было в 19 веке. Общий мотив их поэзии – разочарование и стоицизм. Отчего же именно эти мотивы появились в 20 веке?

Попробуем разобраться.

Про Сару Тисдейл пишут, что родилась она в семье с патриархальными нравами и до 9 лет в школу не ходила. Однако население ее родного Сент-Луиса, что в штате Миссури, за тридцать лет – с 1840-го до 1869-го – увеличилось в восемь (!) раз. После Гражданской войны в США началась эпоха бурного промышленного подъема, которая, с перерывом на Великую Депрессию, продолжался до середины 60-х годов 20 века. Уже после Первой Мировой США входят в число ведущих мировых держав, а после Второй Мировой становятся гегемоном Западного мира.

Казалось бы, наши героини жили в эпоху подъема. Отчего же, повторим, стихи их объединяют разочарованность и стоицизм? Две из них – Сара Тисдейл и Сильвия Плат – покончили жизнь самоубийством. Дороти Паркер несколько раз пыталась это сделать, хотя и умерла своей смертью.

Видно, любовные отношения были для них важнее, чем возможности комфортного существования, которые предоставляли или сулили т. н. американский образ жизни и технический прогресс.

А что же происходило в годы жизни наших героинь в сфере отношений между полами? Там шла порожденная теми же экономическими и политическими переменами эмансипация женщин – она же их освобождение и предоставление им равноправия. Начало этого процесса принято отсчитывать от опубликованной в 1869 году работы англичанина Джона Милля «Порабощение женщины». Милль, в частности, писал: «Мужчинам нужна от женщин не просто их покорность, но их чувства. Все мужчины, за исключением нецивилизованных дикарей, хотят видеть в женщине, которая с ними рядом, рабыню не по принуждению, а по желанию, не просто невольницу, но любимую жену. Потому мужчины запускают в ход все средства, чтобы поработить сознание женщины… Все женщины с детских лет воспитываются в вере, будто в идеале характер женщины резко отличается от характера мужчины: женскому характеру присуще не своеволие, не умение управлять собой, а покладистость, уступчивость давлению со стороны. Мораль твердила им, будто внутренней эмоциональной сущности женщины соответствует предназначение жить для других, умение целиком отречься от себя и не иметь иной жизни, кроме растворения в нуждах близких».

Философские взгляды Милля называют атомизмом – в том смысле, что человеческая личность, по его мнению, может быть полностью свободна от влияния внешних факторов. К числу таких негативных факторов прежде всего он относил государство. Судя по всему, Милль полагал, что человеческое существо может полностью освободиться и от влияния своей половой принадлежности. Достаточно будет правильного общественного устройства и правильного воспитания.

«То же, что нынче выдаётся за женскую природу – свойство, абсолютно надуманное, – результат насильст венного подавления одного и противоестественного стимулирования другого… Сегодня ни один мужчина, ни даже все мужчины разом не способны постичь и потому не могут с помощью закона предъявить женщинам, в чём, собственно, истинное их предназначение», – писал Милль.

Заметим, однако, что с половыми различиями неразрывно связан процесс воспроизводства жизни. Убрав их, мы, вполне вероятно, можем убрать и воспроизводство жизни, то есть ее саму. Психологические различия полов вполне могут основываться на их физиологических отличиях. Общество без психологических различий между полами может оказаться просто бесполым с вышеуказанными последствиями.

Приведем еще несколько фраз из эссе Милля: «Семья – это школа деспотии… Закон семейной зависимости находится в чудовищном противоречии со всеми принципами современной цивилизации… Брачный союз – это воистину единственная кабала, сохранившаяся в нашем законодательстве…»

В дальнейшем принято было преподносить эмансипацию женщин как процесс сугубо положительный, как преодоление векового гнета со стороны сильной половины человечества. Однако раздавались и голоса, которые считали, что эмансипация в США была инициирована власть имущими с двумя целями:



Вам будет интересно